<< Назад | |
О ПОРЯДКЕ ДЕЙСТВИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ БЫВШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.
Обобщение практики прокурорского надзора показало, что работодателями, принимающими на работу бывших государственных и муниципальных служащих, зачастую совершаются коррупционные правонарушения, в том числе в связи с недостаточными знаниями соответствующего законодательства.
Правоотношения, возникающие при приеме на работу указанных лиц, регулируются следующими нормами законов.
Так, в целом ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту – Закон).
Частью 1 указанной статьи Закона закреплено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Частью второй ст. 12 Закона на граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается обязанность в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
За несоблюдение указанного требования гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы предусмотрена ответственность в виде прекращения трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, заключенного с указанным гражданином.
В свою очередь на работодателя при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы ложится обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Порядок и форма уведомления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».
Неисполнение работодателем данной обязанности, является правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 19.29 КоАП РФ, в силу которой незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Во избежание совершения административных правонарушений, всем заинтересованным лицам следует неукоснительно соблюдать вышеизложенные нормы действующего законодательства.
Заместитель прокурора района
младший советник юстиции Д.В. Анненков