<< Назад | |
16.05.2014 вступают в силу изменения
в федеральное законодательство, существенно усиливающие
роль муниципального контроля.
Как известно органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
С учетом изложенного, органы местного самоуправления осуществляют муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения, муниципальный земельный контроль за использованием земель муниципального образования, муниципальный жилищный контроль, муниципальный лесной контроль и некоторые другие виды контроля.
Основным нормативным актом, регулирующим правоотношения в области организации и осуществления муниципального контроля, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).
В частности данным Федеральным законом установлены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; права и обязанности контролирующих органов; права и обязанности проверяемых лиц; меры по защите их прав и законных интересов.
К основным полномочиям должностных лиц органов муниципального контроля можно отнести посещение проверяемых объектов, изучение необходимых документов, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений и др.
В качестве бесспорного можно высказать утверждение о том, что обязанность, не подкрепленная реальной мерой ответственности, исполняется неохотно либо не исполняется вообще.
Так до настоящего времени выглядела ситуация и с обязанностями проверяемых должностными лицами органов муниципального контроля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. по исполнению требований контролирующих органов.
Если ответственность за неисполнение требований должностных лиц органов государственного контроля установлена законодательно – в Кодексе об административных правонарушениях в Российской Федерации имеются статьи, устанавливающие административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование его законной деятельности, невыполнение в срок законного предписания указанного лица, то какая-либо ответственность за неисполнение требований должностных лиц органов муниципального контроля отсутствует.
Сложившаяся ситуация делала муниципальный контроль малоэффективным и формальным, не оказывающим какого-либо существенного влияния на соответствующие сферы законодательства.
Ситуация должна поменяться к лучшему с 16.05.2014, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 № 125-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Этим Федеральным законом устанавливается административная ответственность за неисполнение требований должностных лиц органов муниципального контроля, за неисполнение их предписаний и воспрепятствование их деятельности.
При этом необходимо отметить, что данным Федеральным законом устанавливается административная ответственность и за несоблюдение самими должностными лицами органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, нарушение прав проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае выявления нарушений должностные лица указанных органов могут быть привлечены к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Административное производство по фактам нарушений, допущенных должностными лицами органов муниципального контроля, будут осуществлять органы прокуратуры по территориальности.
Дмитрий Анненков,
Заместитель прокурора Курского района